Проект планировки территории и проблемы хаотичной застройки

Проблема хаотичной и бездумной застройки городов существует в России хронически. С чем это связано? И как законодательно сдерживается процесс бездумной застройки?
Чаще всего хаотичная застройка – не столько проблема несоблюдения законов, сколько проблема их несовершенства. Для того, чтобы город не застраивался хаотично, существует проект планировки территории.
Он утверждается законодательно, но из-за противоречий в правилах многие нормы трактуются двояко. Результат – хаотичная застройка. В частности, на уровне законодательства не до конца определены требования к проектам межевания. И в результате внести изменения в земельно-имущественные отношения практически невозможно, из-за чего затрудняется и выполнение проектов по планировке. Кроме того, существует проблема различия целей и законодательных норм. Другими словами территории планируются по нормам не под все те цели, которые важны для людей, проживающих здесь. Если будет введено больше вариантов проектирования и документации, то можно будет формировать застройку более гибко и адаптировано к актуальным нуждам населения.
Помимо этого требуется уточнить многие существующие термины, чтобы избегать разночтений и хаотичной застройки.
Понятно, что проект планировки должен давать основные ориентиры, как и где строить, каких зон касаться, какие оставлять неприкосновенными. Поэтому на проектировщике лежит большая ответственность.
Одновременно с этим нужно учитывать, что каких-то четких критериев качества проекта и обоснованности решений проектировщика нет из-за противоречивого токования норм градостроительного кодекса.
Нет возможности сразу оценить, достигаются ли поставленные цели предложенными проектными решениями.
Более того, нет четкого определения и правового статуса разработанного проекта по планировке территории. Нет преемственности между градостроительными решениями, которые должны приниматься на разных уровнях. Поэтому тоже часто возникает путаница. В частности, не установлено, какие решения должны быть установлены в проекте планировки, а какие в последующих.
Законодательно не определены обязанности по мониторингу выполнения решений, принятых в проекте планировки территорий. Одним словом, есть проект, но нет ответственных за проверку его реализации.
Градостроительная документация еще требует своего уточнения, а процесс выполнения ее требований требует более четкой организации.
Если когда-либо будут прописаны более четкие нормы и более точный порядок их выполнения, исчезнет проблема хаотичной застройки и будут сведены к минимуму возможности махинаций.
Пост опубликован: 2-1-2018